Про возможности вертикальной формы и критику горизонтальности экрана писал Сергей Эйзенштейн в своей работе “Динамический квадрат” еще в 1932 году: «Я не хочу быть преувеличенно символичным или грубым, сравнивая пресмыкающиеся прямоугольники предложенных форм с пресмыкающимся духовным уровнем кино, доведенного до этого тяжестью коммерческого давления долларов, фунтов, франков или марок — в зависимости от той точки земного шара, где страдает кино! Но я вынужден указать, что, предлагая эти пропорции на обсуждение, мы лишь подчеркиваем тот факт, что за тридцать лет мы удовлетворялись пятьюдесятью процентами композиционных возможностей, исключив все другие возможности, что было следствием горизонтальной формы рамки…”

Вертикальный экран оставался полем экспериментов и отдельных опытов разделения горизонтальной проекции на несколько экранов, например, в фильме “Бостонский душитель” 1968 года.

Всё изменилось, когда в интернете появилась возможность загружать и смотреть видео при помощи мобильного телефона. Согласно последним исследованиям, проведенным для разработчиков мобильных приложений, как правило, пользователи предпочитают не переворачивать экран, а смотреть видео в вертикальной проекции. Вертикальная проекция доминирует в социальных сетях и в частности в ТикТок, социальной сети, которая в настоящее время занимает лидирующие позиции, оставив позади Инстаграм, Фейсбук и Ютуб. Гуманитарное знание не успевает за стремительной трансформацией. Надежды сменяются растерянностью перед публикуемой статистикой и успехами звёзд ТикТок, сетованиями о деградации человечества и исчезающим объектом исследования, который вчера был в эпицентре внимания, а сегодня поглощается новой взрывной социальной сетью.

Пользователь ТикТок это одновременно зритель и режиссер собственного нарратива, который монтирует свою ленту фильма посредством свайпа и алгоритма нейросети. Алгоритм, будучи порождением стихии финансового капитала, это судьба, фатум, которая обрекает современного нарцисса бездействовать наедине со своим образом, растрачивая свой эрос в пещере теней, которая в 20 веке была популярной метафорой кинотеатра. Однако сегодня, в конце первой трети 21 века даже авторитарная архитектура кинозала порой беспомощна перед вертикалью 9:16.