Порой даже тоталитарная архитектура кинозала не может убедить зрителя, что кино способно репрезентировать актуальность. Спасает ситуацию требование администрации выключить мобильные телефоны. Иногда. Поговорим о коротких формах, способных конкурировать с “большим кино” и перетягивать внимание зрителя с большого экрана на мобильный. Возможно, ключ к пониманию лежит в рассмотрении времени на экране.


В своих попытках определить истинную природу фильма и тем самым придать ему статус нового искусства, некоторые из самых ранних теоретиков кино, особенно французские импрессионисты, определили изображение, движение и время как основные свойства фильма. Кинематограф пользуется моделями времени, созданными культурой. В произведениях кинематографа обнаруживаются циклические модели времени, созданные мифологической культурой, векторные модели, возникшие вместе с культурой христианской, энтропийные модели времени, воспроизводящие динамику хаоса.

В своей известной работе, посвящённой кинематографу, Ж. Делёз выделял два этапа в истории кино: образ-движение и образ-время: «Кинематограф, столкнувшись с кризисом образа-движения, погрузился в меланхолические гегельянские раздумья о собственной смерти: поскольку у него уже не осталось историй, которые он мог бы рассказать, он стал воспринимать себя собственным объектом и теперь мог рассказывать лишь собственную историю… Фильм в фильме вовсе не знаменует собой конец истории… это лишь метод, которому предстоит почерпнуть собственную необходимость где-либо еще».

поливальщик

На смену образу, сформированному движением, приходит тесно связанный с мышлением ментальный образ, чьим объектом являются абстрактные отношения, символические акты и знаки, приближенные к чистому интеллекту. Граница кино теряется, стремится к горизонту мысли (а не восприятия, как в классическом кино), совпадает с миром образов или с самим миром.

Согласно статье «Метафоры времени: репрезентация времени в кино» Сильвана Дунат, благодаря таким техникам, как подвижная камера, монтаж и обработка изображений, время-образ как бы выходит за пределы ограничений естественного восприятия и отображается на ментальном уровне, тем самым порождая новую метафору, в которой пространство приобретает характеристики временной области. [1]


〈… Можно сказать, что через скипинг пользователь регулирует темп и ритм, хронотоп и таким образом становится автором условного нарратива о собственной жизни…〉


Таким образом эволюция кино позволила обращаться непосредственно к мысленному полю человека. Современные практики в новых медиа переняли эту способность кинематографа. Например, в коротких роликах ТикТок легко распознать приемы большого кино. Очень часто можно встретить ролики, которые цитируют классические или известные фильмы. Можно сказать, что короткометражное кино стало промежуточным звеном между большим кино и новыми медиа. Что же можно сказать об образ-времени в этих роликах? Действительно, их огромная часть напоминает короткие фильмы эры зарождения немого кино. Линейный сюжет представлен образом-действия, направленным на восприятие, а не на мышление. Однако лента ТикТок представляет собой набор таких роликов, сменяемых друг за другом и подбираемых нейросетью исходя из вкусов и предпочтений пользователя. Можно сказать, что пользователь регулирует через скипинг темп и ритм, хронотоп и таким образом становится автором условного нарратива о собственной жизни. Инструмент — нейросеть, исходники — отснятые материалы других пользователей. Этот нарратив включает образ-время и репрезентует актуальность пользователя и является доказательством его бытия. В какой-то мере в ТикТоке заложено больше солидарности по сравнению с залом кинотеатра. Образ-время представлено потоком роликов и коротких видео, которые благодаря нейросети довольно точно являются цифровым отражением души пользователя. 

О наркотической дисфункции средств массовой коммуникации, в том числе кино, писали в середине прошлого века социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон. Известно представление, восходящее к М. Дюшану о том, что кино это культурная машина, которая утилизирует энергию эроса. Мы можем сказать, что нескончаемая лента tiktok, reels, stories  это нескончаемый фильм берущий идеологическое начало от сериалов, социальных сетей, телевидения. Это фильм, который одновременно создается и потребляется. Режиссер — он же единственный зритель. Ритм жизни, экономический прессинг задает динамику кадра и условного сюжета. Цифровое кино, как и фестивальное кино рискуют превратиться в дорогостоящие или прекрасные артефакты, в которые всерьез никто не верит. Для веры требуется благословение стриминговой платформы и цифровая риза. В такой ситуации возникает вопрос о наличии у кинематографа самостоятельного философского статуса. Способно ли сегодня кино самостоятельно порождать философский дискурс?

Алгоритмы цифровых платформ оказывают существенное влияние на формат и содержание коротких видео. Рано или поздно права на алгоритмы будут выкуплены крупными игроками. Цифровое отражение души пользователя будет подконтрольно политике владельцев цифровых платформ, крупных корпораций. А сами цифровые платформы станут проводниками мягкой силы и превратятся в фабрику стереотипов. При этом создание альтернативных глобальных цифровых платформ будет затруднено в силу монополизации этого сегмента рынка. 

В таких условиях художникам и фильммейкерам будет все сложнее дойти до своей аудитории. В связи с этим фестивали короткометражных фильмов останутся островками свободомыслия и независимого взгляда. Речь идет о далеких от идей коммодификации сообществах, существование которых не зависит от лояльности крупных частных и государственных фондов .


Больше статей и материалов в социальных медиа фестиваля:

YouTube | TikTok | Telegram