За год до выхода фильма Стенли Кубрика как и «Карабинеров» Годара человечество пережило Карибский кризис. В 2022 году мир вступил в очередную турбулентную фазу. 


Герои политической антивоенной сатиры Стенли Кубрика пытаются найти взаимопонимание. К этому их подталкивает угроза ядерной катастрофы, которая может произойти с минуты на минуту. Но оказывается, что к этому моменту отчуждение людей приобрело необратимый характер. В такой ситуации речь каждого участника выглядит нелепой для других. Соответственно все общество попадает в нелепую ситуацию. Генерал символично расстреливает собственных солдат видя в них врагов. В докторе Стрейнжлав воспроизводится библейский мотив о смешении языков, который приводит к гибели мира. 

Память о возможной солидарности еще не утрачена. И казалось бы мир спасен. Но при всем желании наладить общение происходят все новые и новые события, как отрыжка отчужденности. Мир гибнет. Красота ядерных вспышек на планете под приятную музыку выглядит в фильме спасением вселенной от порочного человечества. Возможно, именно этим объясняется вторая часть названия фильма: “как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу”.

Казалось бы причина лежит на поверхности. Это элиты, генералитет, который либо сошел с ума, либо своекорыстен и безнадежно ограничен. Но дело не в генералах. Они лишь проводники. Система создает необратимый механизм самоуничтожения, в которую не может вмешаться человеческий фактор. Коммунисты создают автоматическую систему реагирования на случай ядерной угрозы. Образом и рифмой этой системы становится система самоуничтожения, установленная на американском стратегическом бомбардировщике. Она комичным образом не срабатывает, однако экипаж делает героические усилия, чтобы выполнить свою миссию: сбросить бомбу и погибнуть самим.

Саморазрушение заложено в природу человека. Поэтому третья мировая война это логическое завершение человеческой цивилизации. Казалось бы Стэнли Кубрик с умиротворением смотрит на происходящий армагеддон, предлагая зрителю смириться перед беспросветным будущим. Сквозь иронию и сатиру просматривается не только желание отмщения, но и констатация беспомощности социальных преобразований перед человеческой натурой.

Несмотря на то, что герои фильма находятся в состоянии борьбы и постоянного напряжения, их бытиё и активная деятельность многих из них проникнуты патологией. Психологически травмированные люди занимают важные посты и реализуют бессознательную программу смерти. 

Фильм сродни объявлению о банкротстве современного миропорядка. Как известно банкротство это инициирование ликвидации должника. Болезненная, но необходимая процедура, игнорирование которой может привести к коллапсу экономики. Фильм это предупреждение, насколько позволяют об этом судить убедительные кадры запуска машины уничтожения нашей планеты. Доктор Стрейнжлав это призыв составить ликвидационный баланс, который разоблачает деривативный пузырь современной иерархии.


Больше статей и материалов в социальных медиа фестиваля:

YouTube | TikTok | Telegram