Сторисы, короткие видео, которые набирают миллионы просмотров, это новая форма кино? Или это вообще не кино? Можно ли сказать, что кино уходит в прошлое? В скором времени кино займет место субкультуры где-то рядом с аниме? Какое место в этом большом взрыве занимают короткометражные фильмы?

Давайте разберемся по порядку и причем здесь глобализированный финансовый капитализм?


Кино снова умерло?

По словам Скорсезе, ранее кино было откровением — эстетическим, эмоциональным и духовным. Вся суть была в героях — в сложности человека и проявлении его противоречивой, его подчас парадоксальной природы. В этом была суть. В столкновении с неожиданностью на экране и в жизни, которую он [экран], драматизировал и интерпретировал, преумножая возможности искусства. Современное цифровое кино сегодня как никогда за историю превращается в парк развлечений [1].

История кино идёт рука об руку с технической эволюцией. Когда-то считалось, что появление звука убьёт кино. И это была его “первая смерть”. Вторая смерть пришла вместе с телевидением. Кино пережило свою третью и четвертую смерть после появления видео и цифрового формата. И вот сейчас можно наблюдать пятую трансформацию во времена Интернета, социальных сетей, стриминговых платформ, Ютуб и ТикТок. Большие нарративы, анимация, сериалы, видеоарт, иммерсивное и цифровое кино стали следствием адаптации технических изобретений последние сто лет.

digital cinema

По статистике все больше людей просматривают кино и видео на мобильных телефонах, а не на горизонтальных платформах, таких как кинотеатры, телевизоры или компьютеры. В среднем житель США ежедневно проводит в телефоне не менее трех часов. Согласно опросам, выяснилось, что 72 процента миллениалов не поворачивают свои телефоны на 90 градусов, считая более удобным вертикальный дисплей. Исследователи считают, что это связано с тем, что люди чувствуют себя неудобно, когда используют обе руки, необходимые для комфортного удержания телефона в горизонтальном положении. [2]


Большой взрыв и короткий метр

При этом можно наблюдать, что популярные цифровые видеоролики для социальных сетей в своей основе содержат известные драматургические приемы  последних сто лет. Например, структура роликов ТикТок имеет много схожего с фильмами немого кино. Неожиданная развязка, титры и таперское музыкальное оформление могут привести к успеху у публики.

Алгоритмы цифровых платформ обусловливают выбор кинематографических идиом. Например, параметр удержания аудитории на первых секундах влияет на дальнейший рост количества просмотров фильма. В свою очередь наличие трендов, забота о постоянном росте просмотров, подписчиков это черта накопления. Коммодификация порождает тренды и заставляет искать эффективные способы удержания массового зрителя как платформой, так и ее адептами. 

Но есть и хорошая новость. Эволюция медиа, как правило, не выбрасывает старые формы на обочину. Она интегрирует их. В той или иной форме кино находит свое место не только в Ютуб, но и в ТикТоке. Например, несложно заметить большой рост популярности коротких нарративных форм на цифровых видеоплатформах. О влиянии и интеграции кино и новых медиа также может свидетельствовать сотрудничество Каннского кинофестиваля и ТикТок в 2022 году. Появилось направление с тегом #filmtok #dramatok.  [3]. 


После всего, что было сказано…

… мы позволим оставить читателя наедине с вопросами, оставив дорогостоящую, в прямом смысле слова, привилегию давать простые ответы на сложные вопросы современности глобальным цифровым платформам.

Итак, можно ли сказать, что цифровая вселенная очень гостеприимна и в ней найдется место для киноплёнки, видеоарта, короткометражных фильмов, а также для множества остальных исторических форм и жанров?

Согласны ли вы с утверждением, что если кино — это грёзы нашего мира, то современное цифровое кино — это бред глобализированного финансового капитализма, с его неумолимыми процессами накопления, фрагментации прежних форм субъективности, размножения технологий управления восприятием и чувствами на самом сокровенном уровне?


Больше статей и материалов в социальных медиа фестиваля:

YouTube | TikTok | Telegram