Кино через призму «бардака»


… я вернулся с таким слоганом: “Посети Беларусь, чтобы понять какая яркая Украина”…


Мы встретились с Антоном Фроловым, режиссёром, киножурналистом, а также основателем и директором Фестиваля независимого кино «БАРДАК» в г.Харькове. Антон рассказал о современном состоянии дел в кинематографе Украины, его впечатлениях от посещения Беларуси и кинофестиваля «Лістапад», а также каково это, проводить фестиваль в прифронтовом городе.


Антон, как повлияло введение военного положения в Украине на кинопроцессы: съемки, организацию, проведение фестивалей?

Так как военное положение всего лишь два дня определенно ничего сказать нельзя. Пока есть факт, что на один фестиваль не захотели приехать артисты. Его перенесли на более поздний срок. Все очень мутно. Я живу в Харькове съемок у нас не много, Киев и Львов — не под военным положением и съемки там продолжаются

Что заметного произошло в украинском кинематографе за последние 5-10 лет?

В эти годы у нас заработала на полную катушку Государственное агентство Украины по вопросам кино, Держкіно. Уже в 2018 с поддержкой этой институции на экраны украинских кинотеатров выйдет 36 фильмов. В следующем году уже будет каждая неделя с украинским фильмом. Фильмы от Держкіно разного качества и направленности.

Первой ласточкой прорыва стало “Племя” Мирослава Слабошпицкого в 2014 году. Многие фестивали и киноплощадки вновь открыли Украину. Дальше уже Сергей Лозница стал представляться украинцем.

Пока кино от Держкіно имеет успех в узких кругах — на фестивалях и профессиональных смотрах. Теперь вот все больше копродукции делаем. Лучший скандинавский фильм “Женщина на войне”сделан с Украиной вместе. Привлекли к работе над фильмом Кшиштофа Занусси, Агнешку Холланд.

Для меня же самым важным стало появление в Украине фильмов без государственного финансирования. Конечно фильмы “Король-Данило” и “Легенда Карпат” любительское шароварное кино. Главное — есть тенденция.

Развивается жанр комедии как при поддержки государства так и без. “DZIDZIO Контрабас” и “Свингеры” показали, что кино в стране может быть коммерческим. 2019 год должен это закрепить.

Украинское кино на пути становления. Есть тенденция на бизнес и самодостаточность.



Можно ли в самом общем виде, схематично описать как сейчас выглядит киноиндустрия в Украине?

Киноиндустрия на пути становления. Основным инвестором выступает государство. Сейчас это не только Держкіно, но и еще несколько фондов. Решили не складывать все яйца в одну корзину. Общее финансирование примерно 1.5 миллиарда гривен (примерно 55 млн. долларов). На 50% финансируются проекты от больших студий. Дебюты финансируются на 100%.

Появляются такие институции как кино-комиссии. Финансируются за счет грантов любых форм. Пока возникли во Львове и Херсоне. Помогают продакшенам в поисках локаций, аренде оборудования и размещении. Львовская комиссия даже финансирует проекты. Пока знаю только о коротком метре, но амбиции и на полный метр есть.

Государственного заказа нет. На питчинге рассматривают все проекты. Явной конъюнктуры не замечал. Подаются все кто может. Проблематично подаваться без образования. Нужна корочка-диплом режиссёра, сценариста от высших учебных заведений, курсы не катят.

Появляются у нас и чисто коммерческие проекты. Их мало. Про успешные я писал выше.

Дистрибуция наиболее больной вопрос. У нас есть большая прокатная компания B&H Film Distribution Company. Она представляет Дисней, Универсал во всех их проявлениях. Сосредоточенно в руках этого прокатчика почти 50% рынка. Есть еще крупные игроки UFD (Fox) и Киномания (WB). В сторонке стоит Артхаус Трафик, который прокатывает знаковые европейские и независимые американские ленты. Рынок прокатчиков у нас развивается. Кроме названных дистрибьюторов есть еще около 15 компаний разного уровня успешности и аффилированности. Каждый год появляется новый и амбициозный прокатчик.

О! Стоит отметить, что с прошлого 2017 года крупные прокатчики взялись прокатывать украинское кино. Пока успехи ни шатки ни валки. Комедии заходят, а драматическое кино проваливается.

О дистрибуции стоит упомянуть, что у нас кинотеатральный прокат в странном состоянии. У нас около 300 кинотеатров и 600 экранов в стране. В соседней Польше, где население и города такие же, цифры почти в 3 раза выше. Самый успешный фильм в Украине может собирает 5 млн. долларов, но в среднем успешное кино дает кассу в 2 миллиона долларов. Украинское кино станет на ноги как только оно сможет хотя бы свой бюджет собирать. В средним большой фильм в Украине стоит 3 миллиона американских президентов, соответственно пока кинотеатральный прокат не сможет генерить в среднем 6 миллионов об успехе говорить невозможно. Внутренний рынок не спасет, только если будет внешний. Над этим работают. Есть кейсы со сборами в Словении, Италии, Китае, Франции — большими, чем в родной стране.

Прокат фильмов у нас только в украинском дубляже или украинскими субтитрами. Иногда некоторые фильмы показывают на языке оригинала (большие голливудские и некоторые английские).

Сейчас активно развивают киноклубное движение. Артхаус Трафик и фестиваль Docudays UA тратят большие ресурсы и время для продвижение не стандартного прокатного кино в массы.

Киностудии. Сейчас у нас странная история. Есть две работающие государственные киностудии. Формат их работы не совсем ясен. Студия Довженко занимается наукой и современной культурой (концерты, мероприятия). Одесская киностудия совсем уж не понятно что творит. В итоге получается, что у нас студии в основном независимые, но существующие за счет финансирования государства.

Образование. Формальное образование у нас дают во всех крупных городах. Только это режиссёры и сценаристы для телевидения, либо с непонятной формулировкой медиа-коммуникации. Совсем уж профильным является одно заведение Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. 80% успешных режиссёров на местных и международных фестивалях выпускники этого заведения. В последние время активно стали развиваться альтернативные школы, курсы и т.п. Выпускники таких курсов пытаются изменить закон о питчингах, что проклевывается, но пока трудно.

С образованием и игровым кино все запутанно и под большим наследием советской империи.

Есть два движение, которые идут параллельно и не зависят от государства.

Первое — это продакшены. В Украине много продакшенов способных снимать сложное видео. Прецеденты съемок мировой рекламы и клипов уже не пересчитаешь по пальцам. Вот совсем недавно в Киеве снимали клип для Майли Сайрус. Дальше будет больше.

Второе — документальное кино. Майдан открыл для многих, что они могут снимать, документировать события. Это подтолкнуло на развитие документалистики. Победа на IDFA фильма “Украинские шерифы”  — первый большой прорыв. Есть еще много работ, которые расскажут о Украине с различных сторон.

Не стоит забывать и о развитие фестивального движения. У нас за последние 3 года появилось около 50 различных кинофестивалей. Разного уровня, но движение положительное.

И как поживает независимый украинский кинематограф? Что сейчас к нему можно отнести?

Я хоть и делаю фестиваль независимого украинского кино, все никак не могу до конца сформулировать, что к этому относится. Пока рабочая идея такая, что это фильмы без государственного финансирования. В 2018 году было 5 фильмов без финансирования от Держкіно. Почти все провалились в прокате. Единственный фильм “DZIDZIO Перший раз” собрал 20 миллионов. Фильм правда сложно назвать независимым. Очень дискуссионный вопрос. Нужно его самому продумать.

Правда ли, что в Украине налажен прокат независимого украинского кино?

Исходя из вышесказанного, про прокат еще сложнее говорить.  Есть такой нюанс. Две самые большие сети кинотеатров, представленные в большинстве областей, всегда готовы поработать с необычным контентом. Сети открыты к экспериментам, готовы взять на одну неделю проката практически любое кино. 

А что можно сказать про украинского зрителя, изменились ли его вкусы? Как с посещаемостью на тех же фестивалях?

Зритель в широком понимании не сильно изменился. Главную кассу в кинотеатрах делают фильмы раскрученные голливудской машиной или телеканалами. С другой стороны, киевский, львовский или даже одесский (к сожалению не харьковский) зритель смотрит альтернативные фильмы. В Киеве есть кинотеатр “Жовтень” который способен собрать для артхаусного фильма 1 млн. долларов — за длинный прокат.

С фестивалями история ещё интереснее. Докудейс Уа (документальное кино) собирает аншлаги. Одесский МКФ с периодическими аншлагами проходит. Документальный собирает примерно 20 000 попа/мест, Одесский 120 000 попа/мест.

Другие маленькие фестиваля точно собирают залы на 100 — 200 человек при нормальном информировании. Даже цены на билет не важны. На первый уровень выходит реклама фестиваля для целевой аудитории.

Тенденция на изменения зрителя есть. Пока, что слишком медленная. Все же некоторые кинотеатры расширяют свой репертуар по просьбам зрителей.

Впечатления от посещения Беларуси, «Лістапада»?

Сознательно посетил Беларусь первый раз. Сама страна удивила странным нежеланием людей смотреть в глаза, не обращать внимание на внешние объекты. Я ходил в худи с надписью “Бардак” в Украине и Беларуси и могу сравнить. У нас люди реагирует более открыто, не стесняются высказывать свою эмоцию.

Листапад показался очень странным фестивалем. Я не смог понять его концепцию, какого зрителя ищет фестиваль. Белорусский международный фестиваль показался спрутом, который стремится максимально захватить в свои щупальца кино без разбора. На смотре слишком эклектичная программа. Не понимаю как зрителю разобраться в ней. С другой стороны каждый найдет, что посмотреть.

Вообще от Беларуси впечатления странные. Негативных нет, но желание второй раз поехать посмотреть на страну не возникает. Теперь в Беларусь только по большому и практичному поводу. Посещение Минска и других городов раскрыло глаза, что в Украине все ярче и веселее. Без обид? Я приехал с таким слоганом: “Посети Беларусь, чтобы понять какая яркая Украина”. После Австрии, куда меня тоже не тянет, совсем другие настроения были.

Что по твоему нужно прежде всего сделать для того,чтобы жизнь в Беларуси стала такой же яркой и весёлой как в Украине?

Точно не надо устраивать революции. Слишком большая цена. Скорее думать об альтернативных показах, призывах делать партизанское (не финансируемое государством и его институтами) кино. Главное показывать. Я думаю, тех кто снимает достаточное число, нужно просто собрать их вместе. Коллаборация на почве видео — идеальный путь. Все в Украине показывать всегда можно, что угодно. Как в Беларуси с этим?

Какое отношение белорусское независимое кино может иметь к фестивалю “Бардак”?

Идея роста фестиваля такова: каждый год показывать независимое кино из бывших республик СССР. Для того чтобы у зрителя фестиваля сложилось мнение о путях республик. Поэтому и хочется показать независимую Беларусь в кино, а не то что в телевизоре: «продаёт больше всего креветок и мандаринов».