Грёбаная драма и кино

… Режиссер сказал, что идея дурацкая. Правда у него был уже готовый сценарий, который он написал за одну ночь. Тем не менее затея мне понравилась… (продюсер фильма Fucking Drama -Грёбаная драма).



Показ “Грёбаной драмы” (реж. Михаэль Подогил, продюсер Лукас Цвенг) состоялся в Сильвер Скрине в рамках конкурсной программы на Фестивале нефильтрованного кино. После просмотра зрители захотели узнать больше о фильме и о его создателях. И мы взяли интервью у Михаэля и Лукаса. Выражаем благодарность Константину Пронькину, который брал интервью у режиссёра и продюсера в Вене.


— С чего началась ваша совместная работа?

Лукас Цвенг (ЛЦ): «Грёбаная драма» — наш первый совместный художественный проект короткого метра, но до этого мы вместе работали в рекламе. За это время нам удалось узнать друг друга получше, и мы поняли, что поладим.

— С чем была связана реклама?

ЛЦ: Мы занимались интернет-рекламой для австрийской пивоварни “Zipfer”.

— Как родилась идея “Грёбаной драмы”?

Михаэль Подогил (МП): Я рассказал Лукасу основную мысль, и уже был готов сценарий, а он сказал: “Давай сделаем это”.
ЛЦ: Мы встречались для работы над другим проектом: создания портретов артистов для Венской государственной оперы. Этому проекту так и не суждено было осуществиться, но зато у нас была возможность обсудить за чашкой кофе “ГД”. Он сказал, что идея дурацкая, но у него уже был готовый сценарий, написанный за один день. Мне очень понравилось.

— Значит всё произошло достаточно быстро?

МП: Очень быстро: начиная с появления идеи до готового фильма прошло всего полгода.
ЛЦ: Основу проекта задает конкурс в Киноакадемии, каждый год — новая тема. В этом году этой темой стала драма.

— Что именно натолкнуло на идею “ГД”?

МП: В Вене раньше проходил Театральный фестиваль, он был в таком формате, как мы показали в фильме: актёры зазывали людей с улицы посмотреть на постановки. И у меня возникла такая мысль: а что если произойдет что-то совсем из ряда вон выходящее? Меня вдохновили Театральный фестиваль, Джокер, персонаж из Бэтмена, и Кристоф Вальц в фильме “Бесславные ублюдки”.


Режиссер Михаель Подогил

— В фильме было послание. Парень предает свою девушку. В условиях смертельной опасности каждый может струсить. Верно?

МП: Была парочка саркастичных посланий. Как отличается поведение разных людей, и как они могут забавляться над обстоятельствами. Эта пара, их отношения. Я могу соотнести себя с каждым персонажем этого фильма. Я понимаю их мотивы. Это не значит, что они поступают правильно. Они просто люди. Мой любимый момент — когда парень кричит своей девушке выйти на сцену к парню с пистолетом, и женщина, которая сидит позади, тоже говорит ей идти. Здесь также присутствует идея вуайеризма, съёмки людей на камеру.

ЛЦ: Прежде всего мы хотели прокатить зрителей на эмоциональных американских горках. Мы особо не думали над посланиями. Но тем не менее, фильм раскрывает многие проблемы. Для меня самый большой интерес представляло распределение ролей между мужчиной и женщиной.
МП: Мы боялись, чтобы фильм не получился запутанным. Фильм не о морали, он не даёт ответы на вопросы и не говорит, как следует себя вести, потому что это свойственно только скучным фильмам.

 


— В картине много персонажей, каждый раскрылся за короткое время. Много событий.

МП: Эта история не сработала бы в полнометражном фильме.

— Где вы нашли актёров?

МП: Кастинг — всегда самая важная часть фильма. Актёрами были даже зрители. Они должны были быть хорошими актёрами и суметь показать страх.
ЛЦ: Короля делает свита. Если вы хотите показать страшного парня, то вам нужна испуганная аудитория.
МП: Мне нравится в Киноакадемии то, что не стоит прикладывать массу усилий, чтобы заполучить хороший каст актеров, просто делаешь запрос и говоришь, что тебе нужно.

— Вы уже думаете о следующем проекте?

МП: Мы работаем над новым забавным короткометражным фильмом. Я также в процессе написания сценария для 90-минутного фильма. Это романтическая комедия, но не типичная. Она о том, кем мы являемся, когда играем роли. Люди играют друг с другом в игры. Мне всегда нравилось примерять разные маски и дурачиться, задаваясь вопросом, кто мы на самом деле.

— А что насчет короткометражного фильма?

МП: Представьте, что вам 12 лет, вы в лежите в кровати, болеете и просите принести суп. Мама сделает это без колебаний. Получается, болезнь наделяет вас властью. Идея заключается в том, чтобы вынести это на первый план.

— Возвращаясь к “ГД”, у вас были сомнения?

МП: Никаких сомнений. Я отправил сценарий на конкурс в университете. Им очень понравилось, и мы получили деньги на весь съёмочный процесс.
ЛЦ: Мне с самого начала нравился проект, идея была мощной и просто сумасшедшей. Очень легко было получить финансирование и найти замечательную команду. С нами работали прекрасный редактор, оператор, художник по декорациям, и, в особенности отличная команда актёров!

МП: “ГД” показала отличные результаты по всему миру, кроме Австрии.
Во время работы над фильмом никому не платили зарплату. Вся команда работала бесплатно. Мы только потратили деньги на реквизиты и оборудование, ещё оплатили услуги инструктора по спецэффектам, также невозможно обойтись без затрат на кейтеринг и транспорт. Мы тоже не получили ни цента. Но нам и не пришлось вкладывать свои средства.
МП: Мы получили деньги от Киноакадемии, потому что выиграли конкурс. И университет оказывает поддержку, когда снимаешь кино.
ЛЦ: К сожалению, студенческие проекты не предусматривают оплату. Все деньги мы используем на оплату локаций, декораций, кейтеринг, транспорт и электричество! Без поддержки каждого члена команды не было бы абсолютно никакой ГРЁБАНОЙ ДРАМЫ.


Продюсер Лукас Цвенг

— Какие у вас впечатления от Беларуси?

ЛЦ: Мы ни минуты не сомневались, ехать ли нам. Мы замечательно провели время, завели новых друзей.
МП: Мы приехали в город, о котором знали только из фильмов, что это город плохих парней. Мы часто это рассказывали. Но мы прекрасно провели время. Мы познакомились со многими людьми благодаря кинофестивалю.
ЛЦ: Я познакомился с Линой, белорусской девушкой. Она изучала английский язык и накопила денег на поездку в США, несмотря на то, что сумма была очень внушительной для неё. К сожалению, она не получила визу и в итоге не смогла поехать. Когда она мне это рассказала, мне было так жаль, а ещё я почувствовал свои привилегии. Ведь будучи австрийцем, у меня никогда не было проблем с путешествиями. Она очень милая девушка, и (естественно) абсолютно ничем не хуже нас.

— Как вы считаете, фестивали важны?

МП: Фестивали — очень важная часть. Мы хотим, чтобы наши фильмы увидели.
ЛЦ: Для режиссёров фестивали играют большую роль. Но не для продюсеров. Продюсерским компаниям абсолютно всё равно получил ли ты какие-нибудь награды как продюсер. Я участвую в фестивалях ради налаживания связей. У меня теперь есть друзья по всему миру. Если ты хочешь снять серьёзное кино, то тебе необходимо совместное производство. Вот тогда и понадобятся связи – найти финансирование в той или иной стране. Ещё одна причина, почему я принимаю участие в фестивалях, – я смотрю много фильмов, общаюсь со многими людьми и узнаю много нового о создании кино. А больше всего знаний получаешь из плохих кинокартин.


Fucking Drama

— Как обстоят дела с кинематографом в Европе?

ЛЦ: Австрия очень плодовита на фильмы. Хоть мы и не главная нация кинематографа, но при сравнении с другими странами Европы, нам есть чем гордиться. Конечно, некоторые фильмы никто не хочет смотреть. По сравнению, например, с Германией нам не так уж и сложно найти финансирование. Сфера кино в Австрии более независима от телевидения. Мы можем быть частью индустрии, мы маленькие рыбки в маленьком озере, но мы ценим это. Тем не менее, 80% фильмов, которые показывают в Австрии, сделаны в Голливуде.
МП: Во Франции существует особая культура кино. Они могут по телевизору показать такой фильм как “ГД”. А в Австрии ни за что не покажут по телевизору короткометражное кино. Французы очень хорошо умеют снимать фильмы, особенно хорошо им удаются романтические.
ЛЦ: Французы чувствуют кино. Они открыты к новым подходами, они не следуют слепо голливудским стандартам.

— Можно ли что-нибудь считать для вас эталоном в кино?

МП: Когда я смотрю классное кино, то это выбивает меня из колеи: ух ты! мне нужно приложить уйму усилий, чтобы достичь такого уровня! И тогда я начинаю работетать еще усердней.
ЛЦ: Когда я вижу отлично снятый и написанный фильм, то я наслаждаюсь им. Очень много анализирую. Меня очень впечатлили фильмы Рубена Эстлунда “Форс-мажор”, Томаса Винтерберга “Торжество” и Мишель Гондри “Вечное сияние чистого разума”.

Большое спасибо!