Постигая искусство кино с Диего Фандосом, победителем III Нефильтра

Какие фильмы я выбираю? Наверное, те, в которых сочетаются развлечение, человечность и новаторство. Но «развлечения» для меня — это не «глупые шутки» или «глупые поступки», я имею ввиду то, что не хочу заскучать во время просмотра фильма. Никто не хочет….


Диего Фандос — испанский сценарист и режиссер. Окончил Наваррский университет и международный факультет Пражской киноакадемии исполнительских искусств. Лауреат ряда премий в области литературы по фильмам, созданным на основе его произведений. Диего выступил в качестве сценариста и режиссера короткометражных фильмов, коммерческих ТВ роликов, документального кино, а также полнометражного фильма «Космос», который попал в конкурсную программу фестиваля Сан-Себастьян (2007) и вышел в прокат с 2008 года. В тот же год Диего Фандос начинает преподавательскую деятельность на факультете сценарного искусства Пражской киношколы. Член жюри многочисленных фестивалей. Его первая книга (El libro de los amores limón / Любовь лимона, сборник пятнадцати коротких историй) была опубликована в Испании в 2015 году. Фильмография: -2002 “The star / Звезда” (короткометражный фильм) -2006 “In the house of the Jesuits / В доме иезуитов” (документальный) -2007 “Космос” (полнометражный фильм) -2014 “Under pressure / Под давлением” (короткометражны) -2017 «Аврора» (короткометражный)

АМ: Почему Вы отдаете предпочтение определенным фильмам? Какой фильм выбрал бы любитель котиков: дурной фильм, но про котят или хорошую драму, но без котиков вообще?Какие фильмы предпочел бы Годар, Тарковский, Диего Фандос? В самом деле, Диего, какие критериями Вы пользуетесь?

Диего: Какие фильмы я выбираю? Наверное, те, в которых сочетаются развлечение, человечность и новаторство. Но «развлечения» для меня — это не «глупые шутки» или «глупые поступки», я имею ввиду то, что не хочу заскучать во время просмотра фильма. Никто не хочет. Так, 3-х минутная статичная съемка человека, который уходит вдаль в «Отчуждении» (фильм Нури Бильге Джейлана) для меня – развлечение, потому что мне это говорит о каких-либо изменениях, так и должна работать хорошая история.

С другой стороны, к примеру, фильм Сергея Лозницы «Кроткая», он не показался мне развлекательным или человечным, я воспринял его как пародию. Или «Мед» (фильм взял гран-при на Берлинском фестивале) оказался такой скукотищей. А почему? Потому что не смотря на то, что там был красивый лес, а у ребенка прекрасные глаза, история ничего не рассказала, не передала никаких человеческих ценностей (или я не смог их уловить), все стояло на месте, никакого движения. Или «Неоновый демон», или «Восхождение Юпитер» — им не достает человечности. Меня не волнует, является ли фильм блокбастером или претендует на художественность… повторюсь, мне нравится присутствие развлечения и человечности… оба фактора создают широкие концепции. На сегодняшний день для меня самым интересным режиссером является Нури Бильге Джейлан. Но мне нравятся и такие фильмы как «Тихоокеанский рубеж» или «Пятый элемент». Они привносят новаторство, делают что-то абсолютно по-другому, это необычно, это нелегко. Так сделал Кшиштов Кесьлевски. Так сделал Вонг Карвай, Й. Лантимос

Говоря о любителях котиков… Возможно, мой котик – это «изоляция» (или попытка ее нарушить). Я хорошо улавливаю связь с такими фильмами как «Три цвета: синий», «Дракула», «Отчуждение», «Обнаженная», «Где-то», «Манчестер у моря» — они рассказывают об изоляции. Я вырос в деревне и чувствовал себя как герой фильма Вуди Аллена «Любовь и смерть», скорее всего, я ощущал изолированность в ранние годы. Я был окружен хорошими людьми, но иногда бывало сложно найти точки соприкосновения. Но я также нашел в деревне библиотеку. Это было прекрасно.


«АВРОРА» (Гран-при III фестиваля Нефильтрованного кино)

Что приносит наибольшее удовлетворение в создании фильмов, что оказалось разочарованием? 

Можно разделить на два уровня: личностный и художественный.

Если говорить о личностном, то самые приятные вещи – это знакомство с людьми, которые на одной волне с тобой, ты можешь с ними пообщаться. В прошлом месяце я познакомился с 17-летней девушкой из моей деревни. Она хочет быть кинорежиссером. Или она уже режиссер и хочет изучить что-нибудь, чтобы улучшить свои навыки. Мы тогда встретились впервые, но сразу поняли, что мы на одной волне. Вы знакомитесь с людьми, которые вас понимают, говорят на одном языке и хотят объединить людей, развлечь их, изменить мир к лучшему. Вот, что мне нравится.

Но есть и минус: чтобы к этому прийти, приходится общаться со многими людьми, которые говорят с тобой на разных языках, и я не имею в виду итальянский или русский.

Говоря о художественном уровне, то когда ты видишь, что публика приняла твой фильм, прочувствовала его, то это как бальзам на душу. А когда понимаешь, что связь утеряна, то расстраиваешься, чувствуешь себя подавленно.

Как Вы охарактеризуете своих студентов? Какие выводы можно сделать за годы Вашего преподавания?

Это как футбол: нужно сделать так, чтобы они получали удовольствие от того, чем занимаются, и не заставить их чувствовать себя, словно они должны снять лучший в мире короткометражный фильм. Но в то же время, приходится быть требовательным, я стараюсь направлять их на путь, где энергия движется в правильном направлении. Мне хочется обсудить со всеми студентами основные принципы драмы, хочется, чтобы они знали, когда история работает, а когда нет (это относится к Спилбергу, Дэвиду Линчу, Нури Бильге Джейлану и т.д.). И я хочу, чтобы у них было много свободного пространства, чтобы привнести свою собственную оригинальность и стиль.

И чего мне на самом деле хочется, — чтобы они действительно работали. Когда я слышу, что они потерялись в дебрях соблазнов, то я расстраиваюсь, в основном потому, что это видно по их результатам. Без сомнений, в создании фильма не обходится без веселья, но работы там не меньше.

Мне, как учителю, очень приятно видеть, как с течением времени растут некоторые студенты. Мне нравится помогать им, а не подталкивать, как правило, именно так и появляются результаты. И, конечно, страсть, работа и немного таланта – играют роль.

Я могу говорить на эту тему очень долго. Даже мог бы книгу написать. Вообще-то, как раз сейчас пишу об этом и надеюсь, что книга уже в этом году появится в интернет-магазинах.


Мастер-класс с Диего Фандосом на студии Беларусьфильм.

Что послужило отправной точкой для творчества?

Это хороший вопрос. Я о чем-то услышу, оно меня удивляет, а потом хочется об этом написать; или связать вместе две разных темы…

Возможно, «вытащить рыбу из воды» — это сильный триггер. В моем фильме «Космос» было нечто похожее… 1992 год, похищение испанского бизнесмена, его держат в плену 9 месяцев, 9 месяцев он «вне игры», а когда он освобождается, мир уже изменился: его мать умерла, его дочь беременна, а Советского Союза (где он родился) уже не существует. Я понимал, что главный герой ощущает себя словно рыба, которую вытащили из воды. Вообще-то, я написал сценарий к этому фильму в 1997 году, а в 2003 году вышел фильм «Гуд бай, Ленин!», который чем-то схож: пока мать главного героя находилась в коме, не стало Берлинской стены.

В прошлом месяце мне попалась на глаза история о бегинках, женщинах, которые были вроде феминисток, но в средневековье… Я о них раньше не слышал… Я бы хотел написать что-нибудь об этом. Побольше «рыб».

Что касается фильма «Аврора», то идея пришла от созерцания рассвета, это словно священный момент… и мне было необходимо что-то с этим сделать.

Творчество? … Кто знает? Каким-то образом приходится чувствовать, что у истории есть потенциал… Когда я учился в университете, профессор спросил о наших идеях… Я придумал очень неправдоподобную историю о любви: современный мужчина думает, что влюблен в женщину, которая живет во времена Римской империи. Это была первая идея, которую профессор отбросил. Вне всяких сомнений она была странной. Несколько лет спустя, в один прекрасный вечер, я сидел дома и смотрел телевизор, а там показали мою идею, в каком-то американском фильме было нечто похожее на мою историю, и это сработало. Сработало!!!… Я понял, что моя идея была хороша: странная, но ведь человечная… Одна из моих маний как учителя: не быть тем парнем, который отправляет хорошую идею в мусорку. Но в то же время я предупреждаю студентов, если уверен, что идея не сработает…

Еще один, в некотором роде, триггер – то, что о чем я постоянно думаю. Например, фраза «что если плохой парень – это США?» Я сейчас читаю о Гейдрихе, и хочу поскорее ознакомиться с книгой, которую написала его жена. В книге, 30 лет спустя, ее не покидает чувство, что она все еще замужем за прекрасным мужчиной. Можно было легко узнать таких как Гейдрих 80 лет назад. А сейчас непросто распознать чету Гейдрих вокруг нас.

Самый впечатляющий случай из вашего личного кинематографического опыта?

Большее, что можно отнести к искусству, так это истории, с которыми я столкнулся в жизни, которые заставляют «стошнить» ими прямиком в мое искусство. Например, в 1997 году, я собирался сесть в поезд, чтобы начать путешествие по Европе. Поездом я должен был приехать в Прагу, хотел посетить FAMU (академия кино, в которой я позже учился). В последний момент я не сел в тот поезд. Случилась катастрофа, около 12 человек погибли. В то время я замечал знаки во многих аспектах своей жизни, и, конечно, это был один из важных. Но, как и хорошая история, он был метафоричным, с множеством разных значений и объяснений. Я знал, что поездка в Прагу (потом я добрался до нее самолетом) должна меня изменить. Прага означала кино, искусство, новый поход к жизни… Искусство сохранило мне жизнь, или же искусство ее уничтожило? Или и то, и другое? Кто знает?



Беседу вёл
Александр Мартынюк

Переводчик 
Ольга Войтова