Открывая Тундру с режиссером Каримом Эльхаджем, победителем IV Нефильтрованного кино


нам на самом деле было хорошо известно о кризисе в Греции и стало очевидна та ложь, которой нас старались убедить, что демократия это Полиция Мысли. На этой основе мы создали героя Тундры — обозленного человека, который полностью отрицает покорность...

ОЛИВЕР ПИКАРД главный актёр Тундры (реж. Kaрим Эльхадж, Бельгия).

Фильм «Tундра» стал обладателем Гран-при на IV фестивале Нефильтрованного кино. Этот полный философской рефлексии этюд, с выдержанным ритмом, отличной кинематографией и блестящей актерской игрой, в первую очередь выделялся суровой правдой, настолько же суровой, как и необходимой.
Несколько фактов о Тундре на Нефильтрованном кино:
1. Переводчик отказался переводить фильм из-за брутальных сцен: «Нет, такую жесть я переводить не могу…».
2. Две юные девицы, закрывая глаза и уши, побежали к выходу после первых сцен. Но дверь кинозала была так плотно закрыта, что несчастным пришлось стенать у выхода.
3. День принятия решения жюри был днем рождения Алексея Балабанова.
Мы приняли решение взять у Карима интервью, чтобы понять: Как у него все это получилось?

Награда с отзывами на обратной стороне диплома.

— Карим, что Вас вдохновило снять Тундру?

—  Оливер Пикард, главный актер Тундры, — мой друг. Очень часто мы вместе обсуждаем политическую и экономическую ситуацию в Европе и мире. Как людей творческих нас очень беспокоит дезинформация СМИ. Незадолго до съемок Тундры нам на самом деле было хорошо известно о кризисе в Греции и стало очевидна та ложь, которой нас старались убедить, что демократия это Полиция Мысли. На этой основе мы создали героя Тундры — обозлённого человека, который полностью отрицает покорность.


Карим Эльхадж

— Как снималась Тундра?

Сначала это должен был быть полнометражный игровой фильм, который практически был уже отснят. Однако из-за недостатка финансирования его было проблематично закончить. У нас были пропущенные сцены и никакого намека как их восполнить. И только после пяти лет я решился сделать из этого короткометражный фильм. Вся история была переработана и, несмотря на то, что сверхзадача осталась прежней, но, в конце-концов, я думаю, что в итоге стало лучше. Благодаря этому я добрался до сути.


— Что сейчас актуально в области кинопроизводства в Бельгии, Европе?
В Европе существует много возможностей найти государственное финансирование для съемок фильма.  Но субсидируется в основном классическое или коммерческое кино, соответственно экспериментальные и новаторские работы довольствуются малым. При этом все понимают, что поиск и саморефлексия являются как раз тем, что можно назвать искусством и что двигает его вперед. На мой взгляд, этот вопрос стоит сейчас очень остро.

— Что Вы думаете об участии в фестивалях? 

Фестивали для нас прежде всего. В сущности это наша первая аудитория. Когда есть возможность, нам нравится присутствовать, чтобы прочувствовать реакцию публики, которая всегда конструктивна, какой бы она ни была. Но фестивали должны быть более новаторскими, это может спасти кинематограф. Сегодня фестивали все более и более предсказуемы как театры, и все реже и реже открывают новые таланты. Если фестиваль проводится только для того, чтобы показать фильмы, мы многое теряем.


Кадр из фильма ТУНДРА

— Особенности Вашей работы как режиссера? 
— Я всегда подстраиваю работу режиссера под особенности проекта. Это некий микс подготовительной съемочной работы и интуиции. Интуиция относится к настоящему времени: если я что-то чувствую, то моя команда понимает, что лучше довериться моему чувству, так как в таком состоянии у меня получается лучше. Но иногда мне нравится триада: режиссура, камера и актёр. Например, в Тундре мы использовали это много раз. Я рассказывал главному актеру основной замысел сцены, чего нужно достичь, а затем позволял ему войти в образ и импровизировать диалоги и действия. Происходили чудеса. Вот это я называю режиссурой.

— Ваши любимые режиссеры, фильмы? Какой фильм считаете для себя эталоном?
— Во-первых, должен сказать, что отсылки для меня достаточно затруднительны, так как это все равно, что я сравнивал бы себя с кем-либо из них, чего бы я точно не хотел. Я питаю к ним слишком большое уважение. Я лучше ответил бы на этот вопрос как зритель-почитатель таланта, чем как режиссер. Так как я тоже замешан в этой игре: я обручен с кино и искусством.

На самом деле у меня нет какой-то одной любимой картины, их много… Я могу назвать “Иди и смотри” реж.Э.Климова, который представляется мне самым точным и впечатляющим в данной теме, или  Синья Цукамото и Алан Паркер, их слишком много… Я люблю книги и живопись, например, Клайва Баркера, а также люблю целый период ранней фламандской живописи. В музыке мне нравится В.Высоцкий, в котором я вижу русского Жака Бреля и я большой фан Ника Кейва или Enrique Bunbury.

— Что же дальше?

Больше фильмов! Я работаю над полнометражным фильмом, посмотрим что из этого выйдет. И я думаю, что я вернусь к короткому метру, формат которого мне нравится.


 Карим Эльхадж — автор, режиссер и продюсер. Его первый полнометражный художественный фильм “Парабола” был отмечен в 2005 году на Конкурсе авторского кино Венецианского кинофестиваля. В 2006 году фильм был удостоен премии Федерико Феллини на Международном фестивале в Тибуроне (США).  “Парабола” — первая часть социальной трилогии, вместе с фильмами “Обезьянья потребность” (Le Repas Du Singe), которая получила в 2013 году в Риме приз за лучшую женскую роль, и “Между прошлым и будущим”(Le Repas Du Singe), признанную лучшим фильмом в 2015 году в Румынии и Лос-Анжелесе.

Кроме этого, Карим Эльхадж также режиссер экспериментальных фильмов и музыкального видео. В 2010 году он срежиссировал музыкальный клип для бельгийской рок-группы “Франк Шиноби”.

В 2016 году фильм К.Эльхаджа “Замерзший глаз” (L’oeil Silencieux) стал обладателем Гран-при и Серебряного Мельеса Брюссельского кинофестиваля, и в последующем был лауреатом различных кинофестивалей (Великобритании, Бразилии, Швеции, Бельгии и США).
В 2017 году он выпустил ДВД-сборник фильмографии, включая свою последнюю короткометражную работу “Тундра”, которая, в свою очередь, удостаивалась различных наград, начиная за лучшую режиссерскую работу на  Flicks Festival в Великобритании и Гран-при на недавнем фестивале Нефильтрованного кино в Минске.



Беседу вёл
Александр Мартынюк